Применение современных технологий не только ускорило темпы строительных работ, но и позволило сделать сами процессы, которые ассоциируются с шумом, повышением количества пыли, логистическими неудобствами, практически невидимыми для горожан. О том, как удалось наладить синергию кадровых, инновационных, технологических и других решений – в материале.
Москва является локомотивом развития строительной отрасли всей страны. За последние 13 лет в российской столице ввели почти 130 млн кв. метров недвижимости, 55 млн «квадратов» из них пришлось на жилье. Также было построено более 1300 км дорог, в их составе введено в эксплуатацию свыше 400 тоннелей, эстакад и мостов.
Особое внимание столичные власти уделяют развитию системы метрополитена, которая фактически была «удвоена». Глобальные масштабы возведения зданий и сооружений в городе требуют особого подхода к реализации каждого проекта. Главной целью остается обеспечить «деликатное строительство», то есть минимизировать воздействие стройки на ритм жизни горожан.
«Важно максимально эффективно организовывать строительные площадки с точки зрения обеспечения комфорта горожан, а также соблюдения требований охраны труда, промышленной безопасности и экологии. Для того чтобы вписать новый объект в ткань города, мы используем целый комплекс технологических и организационных решений, позволяющих вести строительство в условиях плотно застроенного мегаполиса с наименьшим влиянием на действующие транспортные системы», – отмечает генеральный директор строительного подразделения холдинга «Мосинжпроект» Константин Маслаков.
Одним из ярких примеров современного подхода к возведению новых объектов можно назвать строительство путепровода тоннельного типа под путями Павелецкого направления МЖД. В ходе проекта южного участка Московского скоростного диаметра (МСД) работы велись внутри насыпи железнодорожного полотна под прикрытием защитного экрана из металлических труб, без остановки движения поездов.
«В городе остается все меньше свободных коридоров для строительства. По этой причине новые объекты возводятся на искусственных инженерных сооружениях. Зачастую также автомагистрали проходят в зоне отвода железных дорог, это накладывает особую ответственность на строителей», – отметил Константин Маслаков.
Эффективность, безопасность, качество
«Мосинжпроект» – один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, участник ключевых градостроительных программ столицы, включен в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ. На стройплощадках компании задействовано порядка 40 тысяч человек каждый день. Подобный объем работ потребовал от холдинга трансформировать систему управления строительством во всех сферах. Особняком в этом процессе стоит охрана труда.
«Для анализа рабочих процессов был внедрен программно-аппаратный комплекс «МИП Сфера», который позволяет автоматизировать процесс оповещения о происшествиях или выявленных нарушениях. На данный момент все участники процесса работают в едином информационном поле с идентичными данными. Применение «МИП Сферы» уже позволило сократить втрое срок оповещения о нарушениях, стандартизировать проверки и работу с замечаниями, сформировать единый подход в расследовании происшествий, хранить информацию и анализировать ее. Также максимально упростилась система отчетов: они передаются через систему без бумажных носителей», – рассказывает заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды Владимир Доровский.
Для того, чтобы усовершенствовать систему качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, приняты правила СМАРТ 12, а также применяется рейтингование подрядных организаций. Внутри холдинга проводится аудит, в котором задействованы и дочерние организации.
По мнению специалистов Мосгосстройнадзора, зачастую именно недостаточная квалификация работников приводит к несчастным случаям на стройплощадках.
В «Мосинжпроекте» внедрена система эффективного менеджмента проектов, которая предполагает в том числе и регулярные рабочие встречи руководителей и сотрудников. «Эта практика показала, что строители готовы выполнять все предписания для безопасного строительства», – добавляет Владимир Доровский.
«Главный акцент в работе инспекторов строительного надзора делается на обеспечении безопасности проводимых работ. Проверяющие не ставят перед собой цель наказать, главная задача – найти причины нарушений на стройплощадке», – отмечает первый заместитель председателя Мосгосстройнадзора Владимир Лапшин.
Это залог того, что в дальнейшем работы будут протекать без происшествий, а значит, объект сдадут в эксплуатацию в плановый срок.
«Система специализированных надзорных мероприятий дает эффект. Углубленная проверка объектов позволяет избегать неприятностей в процессе строительства», – поясняет Владимир Лапшин.
Проводить контроль строительного процесса – непростая задача. Объем и разнообразие возводимых объектов капитального строительства накладывают отпечаток на методы проведения контрольных мероприятий – ввод, приемка объектов требуют высокой профессиональной подготовки самих инспекторов.
«В экспертных лабораториях сегодня хватает специалистов высокого профиля. Во избежание неэффективного использования трудовых ресурсов приходится внутри каждого управления проводить перестановки, перераспределять объекты, более важные поручать более опытным специалистам. Однако если объем строительства будет возрастать в разы, то нашему ведомству понадобится еще больше специалистов. По одному «щелчку» провести пополнение кадров просто невозможно. Здесь начинается кропотливая работа по отбору персонала», – подчеркнул Лапшин.
Стройка нового поколения
В области подготовки строительных кадров насчитывается семь ведущих высших учебных заведений. Одним из главных строительных вузов в стране остается НИУ МГСУ.
«В этом году в МГСУ резко вырос конкурс на место, особенно в магистратуру. Недавно прошел конкурс в аспирантуру по специальности «Управление жизненным циклом объектов строительства». На одно место претендовало по 18 кандидатов. Мы выпускаем ровно столько студентов, сколько требуется сегодня строительному производству. Во многом отталкиваемся от целевой программы, которую нам предоставляют потенциальные работодатели», – отметил заведующий кафедрой «Технологии и организация строительного производства» НИУ МГСУ, вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус.
Одной из приоритетных задач строительной отрасли является перевод в цифровой вид исполнительной документации. Для успешного перехода в цифровую среду отечественной стройотрасли надо выстраивать и новую структуру подготовки кадров с учетом современных трендов и требований. Рано или поздно цифровизация войдет в учебный процесс, после чего количество специалистов, которые готовы работать в области строительства, увеличится, считают эксперты МГСУ.
Первый шаг в области цифровизации строительства РФ уже сделан: ресурсоснабжающие организации ведут рабочий процесс в цифровой среде. А на базе Единой информационной системы «Мосгорзаказ» работает практически вся страна. Она обеспечивает перевод в цифровой формат процессов планирования, мониторинга и анализа исполнения Адресной инвестиционной программы в части бюджетных расходов, сроков исполнения, графиков работ, планов ввода и др. Охватывает процессы обеспечения финансовой деятельности по объектам, закупочных процедур, учета выполненных и оплаченных работ, процессы управления проектами.
Планируется, что опыт московских строителей будет ретранслирован на региональный уровень.
В Москве разработают ИИ-решения в строительстве Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/v-moskvie-razrabotaiut-ii-rieshieniia-pri-proiektirovanii-i-stroitiel-stvie?from=cl