О метрополитене Москвы ходит множество загадок и легенд. Некоторые мифы давно развенчаны, а ряд из них продолжают передаваться из уст в уста.
– Дизайн каких станций, открытых с 2011 года, Вам нравится больше всего?
– За это время открылось множество станций с совершенно разным дизайном. О вкусах не спорят, но лучшим проектом, на мой взгляд, является станция «Савёловская» Большой кольцевой линии.
Это очень необычный дизайн для нашего метро. Впервые была оставлена обделка станции как элемент отделки. Пассажиры видят, из чего сделана станция, красоту ритма ребер тюбингов.
А удачное цветовое решение платформенной части очень хорошо выглядит на фотографиях.Еще во времена Великой Отечественной войны похожий проект разработали для «Новокузнецкой» Замоскворецкой линии, но в последствии от него отказались. Потом многие архитекторы хотели сделать чугунную обделку элементом архпроекта, но удалось это реализовать только в прошлом году, когда была открыта «Савёловская».
– Иногда архитекторы оставляют на станциях своеобразные «пасхалки»-автографы. На каких станциях есть эти отметки?
– Да, такие случаи известны. Это как подпись, авторский знак. Такие «пасхалки» найдены на станциях «Строгино», «Волоколамская», «Новослободская» и открытой в 2016 году станции «Румянцево».
– Какие традиции при строительстве метро были в советское время?
– Строительство метро – необычайно сложный процесс. Традиционно всегда отмечали сбойки. Сбойка – это завершение проходки тоннеля. Встреча двух тоннелей, выход щита в демонтажную камеру. Обычно это была торжественная встреча бригады, которая закончила проходку. Потом, как правило, организовывали митинг, вручение наград и премий.
В прошлом остались все традиции, связанные с Коммунистической партией. Это соревнования, лучшая бригада коммунистического труда и другие. Ушла целая эпоха, но сбойка и для современных метростроителей по-прежнему праздник.
– Расскажите Вашу любимую легенду о метро.
– Расскажу не самую любимую, а самую сказочную. С легкой руки непрофессиональных журналистов и неких диггеров в 90-х годах в обиход вошла легенда о трехметровых крысах в метро.
Хотя, что им делать и что есть под землей? А самая главная деталь легенды, что в 1990-е годы отряд спецназа, вооруженный до зубов, с огнеметами и пулеметами, странно, что без пушки на мотовозе, (смеется - Прим. ред.) спускался в метро каждую ночь и уничтожал этих крыс сотнями.
К сожалению, обыватели верили и боялись.
Наша редакция заинтересовалась историей с «пасхалками» в метро и мы решили проверить каждую.
«Новослободская»
Станцию задумали еще в 1934 году. Архитекторы хотели, чтобы «Новослободскую» украшали витражи из уранового стекла. Они были бы зелеными и светились в темноте. В 1950-е годы, уже во время строительства станции, Госплан отказался выдавать урановое стекло, поэтому архитекторы решили сделать витражи из цветного.
Их изготовили латвийские художники по эскизам известного советского живописца Павла Корина: в России еще не умели так оформлять окна. Для витражей использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для католических костелов. На одном из этих стеклянных узоров мы и нашли автограф Павла Корина.
Также Павлу Корину принадлежит авторство плафонов на станции «Комсомольская» Кольцевой линии и мозаики на «Смоленской» и «Павелецкой». Возможно, там тоже есть подпись потомственного иконописца.
«Строгино» и «Волоколамская»
Эти две станции создали архитекторы Александр Орлов и Александр Некрасов. Но «Строгино» появилась на год раньше – в начале 2008-го, хотя строить ее начали еще в 1991 году. Тогда она должна была войти в состав Митино-Бутовской хорды с пересадкой на Калининскую линию. Потом грянул кризис, строительство прекратилось на 12 лет – 1993-2005 годы, вплоть до 2006 года. Тогда «Строгино» решили сдать в эксплуатацию вместе с участком «Парк Победы» – «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии.
На этой станции «пасхалки» (фамилии архитекторов на латинице) находятся сразу в двух местах. Первая – на плафоне в одной из ниш на потолке. Вторая – на световой полосе для маломобильных людей, идущей вдоль края платформы в сторону станции «Крылатское».
«Волоколамская» появилась почти через два года после «Строгино» – 26 декабря 2009-го. Ее тоже начали строить в начале 1990-х и забросили до 2007 года. Тогда разработали новый проект, по которому открыть станцию решили в составе Арбатско-Покровской линии.
«Волоколамская» стала одной из самых красивых станций постсоветского периода. Ее проект победил на конкурсе Союза московских архитекторов «Золотое сечение 2011».
Своды станции с аркадами достигают восьми метров и образуют неоготическую композицию. Колонны, облицованные темным мрамором и гранитом, напоминают стволы деревьев. Вестибюли выполнены в форме парковых павильонов с дугообразными входами, обращенными к жилому району.
Фасады и стены интерьеров облицованы полированным светло-коричневым гранитом. Светильники с люминесцентными лампами встроены в подвесной потолок. На них и расположены четыре таблички с именами архитекторов.
Большинство проектов Александр Орлов и Александр Некрасов выполнили в соавторстве с Викторией Сычевой. Среди них «Аннино», «Печатники», «Парк Победы» и «Международная». Кроме того, Орлов, Сычева и еще несколько архитекторов создали три станции Московского центрального кольца (МЦК).
Александр Некрасов сейчас возглавляет архитектурную мастерскую «Метрогипротранс». Последние его работы – станции «Бутырская» и «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии.
«Румянцево»
Самая молодая из перечисленных станций – открылась 18 января 2016 года, хотя первое упоминание о ней приходится на 1971 год. Изначально ее хотели построить вместе с Южным вокзалом, который планировался, чтобы разгрузить Курский. Но проект отклонили, станция оказалась не нужна.
С тех пор о «Румянцево» вспоминали еще два раза, но безрезультатно до 2012 года. Тогда к Москве присоединили новые территории, и необходимость в метро выросла в разы.
Интересно, что «Румянцево» стала 199 станцией московской подземки.
Автограф на этой станции нашел блогер bluesmaker прямо перед ее открытием. Правда, здесь подпись оставлена не архитектором, а строительной компанией. И непонятно, специально его оставили или забыли стереть.
«Нашел своеобразное «пасхальное яйцо» от наших коллег. На стекле логотип фирмы. Прикольно. Я знаю, что иногда такие вот штуки можно увидеть на станциях, разработанных Метрогипротрансом. Там можно увидеть фамилии и инициалы архитекторов», – написал блогер.
БКЛ станет самой длинной кольцевой линией метро в мире
Новый участок красной линии принял уже 1,6 млн пассажиров